| ||||||||
|
| |||||||
Безопасность детей и подростков в интернете
Ни для кого не секрет, что интернет - бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. В интернете размещено огромное количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное влияние на детскую психику оказывают порнографические сайты, бесплатные веб – страницы, пропагандирующие насилие, различные провокационные идеи, а бесконтрольное увлечение интернет-играми приводит к формированию зависимости. Вместе с тем у современной компьютеризации есть и плюсы: развитие у детей важнейших операций мышления - обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания, развитие интеллекта и зрительно-моторной координации. Интернет предлагает полезный образовательный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким. На компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретая элемент игры. Работа на нем обучает детей новому, более простому способу получения и обработки информации. Но взрослые должны понимать, что «все хорошо в меру» и отсутствие специальных знаний и правил безопасности в интернет-пространстве легко превращает «плюсы» в «минусы». Среди «рисков» для детей и подростков можно выделить следующие: · коммуникативные (интернет-хулиганство в виде запугивания, преследования, оскорбления, склонения к негативным и опасным для жизни поступкам и играм, »выуживание» личной информации, интернет-знакомства без согласия родителей и т.п); · электронные (хищение личной информации, вирусы); · потребительские (азартные игры на деньги, потеря денежных средств, приобретение некачественных товаров); · интернет-зависимость от компьютерных игр, которая приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Онлайновые риски непредсказуемы, поэтому дети нуждаются в помощи взрослых. Необходимо учить детей безопасному поведению в интернете, предупреждать об опасностях виртуального мира, помогать ориентироваться в киберпространстве, учить искать полезную и нужную информацию. В связи с этим особую важность приобретает просветительская работа педагогов с родителями. Стоит вооружить родителей знаниями по профилактике рисков, связанных с интернет - пространством у детей и подростков, распознаванию на ранней стадии зависимости от интернета, по коррекции данного явления силами семьи и специалистов. Что может подсказать взрослым, что ребенок проводит много времени в интернет-пространстве и у него формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость? Стоит волноваться, если ребенок: · увеличивает интервалы времени, проводимого за компьютером · демонстрирует неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала, · не способен спланировать окончание сеанса работы или игры · расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера · начинает разговаривать во время игры сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны · ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер · обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми · теряет интерес к происходящему вокруг · обесценивает то, что раньше было дорого и важно · имеет неопрятный внешний вид · выдает частые резкие перепады настроения · становится более агрессивным · лжет, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам · часто пропускает школьные занятия по болезни или без причины · сократил контакты с друзьями и сверстниками · не имеет реальных друзей, зато много виртуальных · стал забывчив · стал равнодушен к близким · имеет нарушения сна: постоянно хочет спать · трудно встает по утрам, обычно в подавленном настроении Считается, что зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует. Какие особенности характера детей и подростков могут являться «рисками» для формирования зависимости от разного рода интернет-услуг?
· трудности в общении с взрослыми и сверстниками (в том числе и с противоположным полом), обусловленные неуверенностью в себе и высоким уровнем тревожности · необщительность в реальной жизни на фоне уверенности и индивидуализма · заниженная или завышенная самооценка · склонность к риску и авантюрам · нонконформизм – стремление во что бы то ни сталдо противоречить мнению большинства · эгоцентризм · склонность к депрессивным состояниям · склонность к избеганию проблем и ответственности · боязнь одиночества · потребность в социальной поддержке · низкая мотивация к учебе, труду и др.
Предполагается, что использование интернет-ресурсов в качестве общения и самораскрытия характерно для детей, ощущающих некоторую недостаточность, неполноту, ущербность в обычной «реальной» жизни. Исследования показывают, что наиболее подвержены интернет-зависимости подростки, имеющие следующие типы характера: шизоидный, истероидный, эпилептоидный, лабильный. Необходимо заметить, что доминирующие черты этих типов характера, являются основными рисками в формировании нарушенного поведения у детей и подростков.
Совместный (интересный) досуг семьи и роль дополнительного образования как ресурс профилактики.
Важно донести до родителей информацию о том, что дети и подростки намного реже демонстрируют нарушенное поведение, когда родители:
· искренне интересуются делами ребенка, знают, чем он живет · помогают ребенку решать его проблемы · находят время на общение с ребенком, организуют совместный досуг, приносящий удовольствие и тем, и другим · приобщают детей к семейным традициям и ритуалам · следят за соблюдением ребенком режима дня, создают психологический комфорт дома · стараются быть открытыми для контактов извне, поддерживает отношения с семьями друзей детей · помогают организовать для ребенка досуг вне дома (кружки, секции и др)
Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать ребенку или подростку «присесть» на компьютерные игры и общение в чатах - это привлечь его в процессы, которые не связаны с виртуальной реальностью.
Роль доверительных и дружеских отношений с ребенком – важнейший ресурс профилактики.
Если в семье между взрослыми и детьми сохраняются эмоционально теплые отношения, ребенок уважает родителей, доверяет им, прислушивается к их мнению. Родители должны донести до ребенка следующую информацию:
· на компьютер необходимо ставить фильтры для защиты от вирусов и вредной информации · компьютер нужен, прежде всего, для получения нужной и важной информации и позитивного общения · в сети множество опасностей и есть люди, которые принуждают других совершать поступки, опасные для жизни · не вся информация, которая появляется в сети, является правдивой и точной · необходимо советоваться с родителем, когда сталкиваешься с нежелательной информацией или любым приглашением (склонением к чему-либо другим лицом) · важно сообщать родителям о любом «нападении» на себя · родители отвечают за безопасность своего ребенка и должны быть в курсе того, с кем он общается, осуществлять адекватный возрасту контроль · родители всегда придут на помощь Очень важно чтобы родители своим примером показывали детям, как грамотно строить свои отношения с интернет пространством и не сообщали детям о «новинках» (игры и т.п.), вызывая тем самым ненужный интерес.
Рекомендуемые ссылки:
http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/bezopasnyi-internet-dlya-pedagogov.pdf http://contrlist.ucoz.ru/Ohta-Center/Tom6/issledovanie_internet-zavisimosti.pdf http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-zavisimyh-lichnostey http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html
| ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 19.11.2020 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |