Суицид, самоубийство – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное.
Самоубийство и попытка суицидов среди детей – проблема особо острая и шокирующая. Чаще всего самоубийства совершаются подростками в возрасте 14-17 лет, то есть в период наиболее неустойчивого психического состояния. Хотя есть случаи лишения себя жизни младшими школьниками или дошкольниками.
Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Поведенческие
|
Словесные |
Эмоциональные |
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких |
Уверения в беспомощности и зависимости от других |
Амбивалентность, неоднозначность |
Склонность к неоправданно рискованным поступкам |
Прощания |
Беспомощность-безнадежность |
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток |
Разговоры или шутки о желании умереть |
Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости |
Сообщение о конкретном плане самоубийства |
Несвойственная агрессия или ненависть к себе |
Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, работе |
Медленная, маловыразительная речь |
Признаки депрессии: нарушение сна, аппетита, повышенная возбудимость, грусть и др. |
Расставание с дорогими вещами или деньгами |
Двойственная оценка значимых событий |
Вина или ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средств для совершения суицида |
Высказывания самообвинения |
Чрезмерные опасения, страхи |
Подведение итогов, подведение дел в порядок, приготовление к уходу |
|
Чувство малозначимости, никчемности, ненужности |
Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту |
|
Рассеянность или растерянность |
«Туннельное» сознание |
|
|
Помните, о суицидальном поведении говорит не один из признаков, а их совокупность
Алгоритм действия родителей, если их дети склонны к суицидальному поведению
1.Побеседовать с ребенком.
2.После спокойного разговора следует предложить ребенку встречу с психологом оказания профессиональной помощи.
3.Найти информацию о том, где можно встретиться с квалифицированным психологом по данному вопросу в данной территории.
4.Самому родителю тоже необходимо посетить психолога, а при необходимости пройти курс психотерапевта с целью формирования адекватных взаимоотношений с ребёнком.
Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми
· Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
· Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос – такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет или же, совершит рецидив
· В то же время вам следует говорить уверенно. Это даст ребенку ощущение, что ему есть на кого опереться, что рядом есть доброжелательный любящий человек, который готов прийти на помощь.
· Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
· Конечной целью разговора должна стать договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. Нам кажется, что тебе стоит обратиться за помощью к специалисту, имеющему опыт решения таких вопросов».
Советы для родителей по профилактике суицидов
Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если..."
Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах
Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.